Среда , Октябрь 18 2017
Home / Свадебные традиции и обряды / Свадебные традиции в штате Пенджаб (Индия)

Свадебные традиции в штате Пенджаб (Индия)

Штат Пенджаб в Индии существует будто бы сам по себе: со своими обычаями, традициями, образом жизни, который свойственен только этой земле. Свадьба в Индии всегда была особенным событием, что говорить о Пенджабе – здесь торжество длится больше недели! А в отдельных случаях свадебные празднества растягиваются почти на три недели. Безусловно, далеко не каждая пара следует всем традиционным предписаниям, сама свадебная церемония и слова священника, прошедшие через столетия, существуют в наше время в неизменном виде. На всех индийских свадьбах, не важно, в какой части Индии она проходит, присутствует дух древности и отсутствует ощущение времени. Церемониальные огонь, рис и вода напоминают нам о связи с землей и ее щедротами.

НАЧАЛО
Как везде в любой точке нашей планеты, так и в Индии, для начала свадьбы необходима пара – жених и невеста. А различие заключается в том, что в 9 случаях из 10 это будет брак по предварительной договоренности. Как только выбран жених или невеста, необходимо получить одобрение данного брачного союза со стороны родителей, что называется «рокна» или «тхака».

ПОМОЛВКА – «САГАЙ»
Зачастую официально помолвка объявляется тогда, когда невеста и жених обменялись кольцами в присутствии семьи, друзей, иногда священника или пандита (ученый брахман). «Сагай» существует уже некоторое время, а вот понятие о том, что жених и невеста должны встретиться до свадьбы, сравнительно новое. Еще 20 лет назад такое можно было встретить очень редко, и обычным делом для жениха и невесты было не видеть друг друга вплоть до первой брачной ночи.
Стоит отметить, что обмен кольцами происходит далеко не всегда. Этот обряд в рамках свадьбы стал соблюдаться намного позже. Иногда молодожены сначала дают друг другу брачные клятвы и уже только после брачной ночи обмениваются кольцами. Несмотря на всеобщее ликование членов семьи, подробную видео и фотосъемку, самой церемонии обмена колец не придается особенного значения. Совсем не так, как в западной культуре, где слова любви и обещаний не будут сказаны, пока жених и невеста не обменяются кольцами.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НЕВЕСТЫ СЕМЬЕЙ ЖЕНИХА
Традиция, которая на хинди звучит как «Чуни Чадана», является одной из самых красивых в Северной Индии. Близкие родственницы жениха отправляются в дом невесты с подарками от матери жениха. В качестве подарков могут выступать одежда, драгоценности, хна, фрукты, браслеты на запястье и щиколотку, сладости и огромная красная шаль «дупата». В наши дни большинство семей видят в своей невестке еще одну дочь, объект гордости и любви всех домочадцев. Поскольку большинство невесток остаются жить в доме мужа со всей его родней, такое отношение является очень важным, для того, чтобы девушки чувствовали себя долгожданными и ценными. Конечно, традицию «Чуни Чадана» не всегда удается соблюсти из-за отдаленности дома невесты.

ХНА
Праздник хны – время радости для женщин из обеих семей, в особенности, конечно, для невесты. Этот праздник не имеет религиозных корней, тем не менее, женщины всех возрастов любят его. В это время многие вспоминают день своей свадьбы. Порошок хны перемешивается с чаем или водой до образования густой зеленой пасты. Затем эта паста наносится на кисти рук и стопы невесты замысловатыми узорами.
Весь процесс нанесения занимает несколько часов, а затем еще много часов хна должна оставаться на коже для достижения глубокого красного цвета рисунка, который так ценится женщинами в Индии. Некоторым невестам удается даже спать с хной. Точно так же, как европейские женщины не наденут белый наряд на чужую свадьбу, дабы все внимание было отдано невесте, индийские женщины не станут делать узоры из хны ярче и красивее, чем у невесты.

4463409_3 (1)

ЦЕРЕМОНИЯ «ХАЛДИ»
Иное название «уптан». Церемония проводится для жениха в его дома, а для невесты в ее. Слово «халди» переводится как «куркума», эта пряность знакома западному миру, часто используется в кулинарии. А для этого обряда куркуму смешивают с розовой водой и сандаловым деревом до образования густой пасты. Эта смесь смягчает кожу и придает ей аромат. Вполне вероятно, что куркума являлась первым косметическим средством, а с добавлением сандала – вторым. Куркуму также используют в качестве антисептика. В свадебный период этот продукт наносят на открытые части тела – лицо, руки, ноги жениха и невесты. Традиционно этот обряд считался священным, его проводили несколько замужних женщин из семьи жениха и невесты. В наши дни церемония «Уптан» стала одной из самых веселых, если молодые не прочь немного испачкаться. Каждый член семьи помогает им в этом, веселясь от души.

ЦЕРЕМОНИЯ «САНДЖИТ»
В переводе с хинди «санджит» – «музыка», не могло быть более подходящего названия для этого события. Обычно эта церемония проходит вечером перед днем свадьбы. Однако бывали случаи, когда она растягивалась до 7 вечеров! По существу, это большая старомодная танцевальная вечеринка для жениха и невесты.
Традиционно, все женщины (замужние и одинокие) из семьи жениха/невесты собираются вместе, чтобы танцевать, петь песни о любви и браке своему/своей жениху/невесте. Все чаще эта традиция стала видоизменяться. Теперь на эту церемонию приглашают всех членов семьи, мужчин и женщин, которая затем перерастает в огромную танцевальную вечеринку для друзей и родных.

САКРАЛЬНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
Бандхана. Утром в день свадьбы жениху и невесте, каждому в своем доме, завязывают на запястье священную нить – «моули». Эта нить дается священником и остается на запястье новобрачных до тех пор, пока она сама не упадет. Она считается благословением, а начало брака с благословения не может причинить боль.
Известная также под названием «Чуда Чадана», эта часть церемонии предназначена только для невесты и ее семьи. Эта традиция стара как мир, а письменные упоминания о ней появились сотни лет назад. Голова и лицо невесты покрывается красной или розовой «дупата», а дядя невесты со стороны матери приносит ей в дар красные и браслеты из слоновой кости на запястье и щиколотку. Сверху уже подаренных красных и из слоновой кости браслетов надеваются серебряные браслеты. Традиционно они должны быть сделаны из чистого серебра. Но в наше время многие семьи заменяют их браслетами, сделанными из фольги, так как эти украшения больше никогда не надеваются.

ЖЕНИХ
Сехра Бандхи – это обряд приготовления жениха. Как правило, замужние женщины из семьи жениха завязывают у него на голове церемониальный тюрбан и цветочное покрывало. Этот головной убор выполнен всегда очень скрупулезно, а надевается только один раз в жизни. В сопровождении смеха и шуток жениха наряжают, и после этого он садится на лошадь, а сзади вскарабкивается его маленький племянник.

УКРАШЕНИЕ ДОМА
На хинди «Гходи Саяна». Да, вы не ошиблись при чтении, в церемонии принимает участие еще и лошадь! На многих, если не на всех пенджабских свадьбах, жених добирается до дома невесты на лошади, которую до этого украсила семья жениха, или же лошадь была взята на прокат уже во всем убранстве. Сестры жениха кормят лошадь специальным церемониальным кормом. Если у жениха родных сестер нет, то покормить животное могут и двоюродные сестры. А пока они это делают, уже сестры невесты накрашивают его веки сурьмой (специальной краской для век и бровей).

НЕВЕСТА
Пока жених занимается последними приготовлениями, одеваясь, а родные наряжают лошадь и готовят процессию к отправлению, невеста и ее семья также добавляют последние штрихи к одеянию молодой. Вряд ли невеста когда-либо еще в жизни наденет такой пышный наряд. Сари невесты, которое называется «лехнга чоли», обычно очень тяжелое из-за золотых украшений и сатиновой ткани, из которой оно сшито. Дупата тоже очень тяжелая, и сама она на голове не держится, ее нужно тщательно прикалывать шпильками к волосам невесты, которые забраны наверх или заплетены в косы. Макияж невесты включает в себя тон, румяна, тени, сурьму, тушь и помаду.
После того, как прическа и макияж готовы, от волос невесты ко лбу протягивают золотое украшение, которое называется «тика». Помимо «тики», невеста украшается 22–23 каратами золота. В этом убранстве заключена вся суть. Оно обычно состоит из двух-трех ожерелий, сережек, кольца в нос, браслетов на лодыжки и браслетов рабыни на каждую руку (так эти браслеты на самом деле в Индии не называются, но выглядят вполне соответствующе: каждый браслет соединен с кольцами на пяти пальцах рук и с большим пальцем ноги).

ПРИБЫТИЕ ЖЕНИХА
Следующая часть свадьбы называется «агуаани»: принятие процессии из жениха и его родственников семьей невесты. Пожалуй, именно в этот момент обе семьи встречаются впервые в полном составе. По традиции родственники приветствуют друг друга объятьями, а мать невесты принимает жениха по особой индийской традиции «аарти», обходя вокруг него с зажженной свечой.

ОБМЕН ГИРЛЯНДАМИ
Обряд обмена гирляндами женихом и невестой называется «яимала». В Индии принято приветствовать уважаемых людей цветочными гирляндами, поэтому не удивительно, что этот обряд вошел в свадебную литургию.

БРАК ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ДОГОВОРЕННОСТИ И ПРИДАНОЕ
Всем знакома история: парень встречает девушку, влюбляется в нее, они женятся. Для западного мышления это образец хорошего начала идеального брака. Важно понять, что, несмотря на развитость Индии в некоторых аспектах (например, страна занимает лидирующие позиции в математике и науке среди студентов, выпускает самое большое число в мире квалифицированных инженеров), она сохраняет традицию брака по предварительной договоренности. Конечно, браки «по любви» здесь встречаются, но не являются нормой. Общепринятым является положение о том, что именно семья выбирает спутника/спутницу жизни для девушки/парня.
В процессе подбора, кандидатура жениха тщательно рассматривается по ряду параметров. Достаточно ли у него средств для обеспечения невесты? Будет ли он хорошим мужем и отцом? Семейный уклад в Индии таков, что в большинстве случаев после свадьбы невеста будет жить в семье жениха. Поэтому внимание будет обращаться также на то, как обращаются с женщинами в этой семье. Достаточно ли о них заботятся? Достаточно ли большой дом, чтобы вместить еще одного члена семьи и будущих детей? Хорошая ли репутация у этой семьи?
Потенциальная невеста также подвергается тщательному изучению со стороны родителей молодого человека. Поскольку распространено понятие о том, что невеста является воплощением семейной чести и гордости, девушка должна быть с хорошими манерами и непременно из хорошей семьи. Ее имя должно быть незапятнанным. Станет ли она хорошей женой и матерью? Захочет ли она после свадьбы идти работать или остаться сидеть дома? Так много факторов, которые обе стороны взвешивают перед принятием решения, что я не смогу все их здесь перечислить.
Очень часто все это превращается в интервью с добавлением фотографий парня/девушки, с предоставлением биографических данных о его/ее жизни и семье. Если кандидатура получает одобрение, назначается встреча родителей с выбранным парнем/девушкой и его/ее семьей. Традиционно жених и невеста не увидят друг друга вплоть до дня свадьбы. Сегодня это жесткое правило изменилось. Перед свадьбой появился небольшой период ухаживаний, когда жених и невеста могут встречаться, разговаривать под строгим присмотром охраны. А так же если один из двух не захочет этого брака, свадьба, скорее всего, отменится. Очень немногие семьи в наше время заставляют своих детей идти на брак независимо от их желания.
Конечно, как и в любом обществе, в Индии есть люди, которые не хотят меняться и адаптироваться к новым условиям. Они живут так, будто время стоит на месте, продолжая делать все в точности так, как это делали отцы и праотцы до них. Шокируют насильственные браки и дети-невесты.
А теперь о системе приданого…да, она все еще существует в этой стране испокон веков. Ее смысл заключается в том, чтобы обеспечить молодую жену необходимым на случай, если пара разведется или с ее мужем случится несчастье. Она вытекает из благородных намерений и подразумевает обеспечение невесты независимым состоянием в те времена, когда она не будет работать за пределами дома.
Время часто вносит изменения в изначальный смысл и цели обычаев и традиций. Несмотря на сохранение системы приданого в Индии, она стала больше подходить под название системы «цена невесты». Родители девочки-малышки должны собрать приличное приданое. Если родители не собрали хорошее приданое, вряд ли для их дочери найдется подходящая пассия. Хороший вариант брака для девушки из очень бедной семьи будет союз с юношей из семьи с немного большим достатком, а для семьи среднего класса будет хорошо найти жениха доктора или инженера. Немногие невесты сохраняют свое приданое после замужества. В большинстве уважаемых семей невесте разрешается оставить определенные вещи для личного пользования: постельные принадлежности, кухонную утварь и украшения. Ей также разрешается принимать участие в принятии решений по поводу хранения, использования и траты ее приданого. Это современная ситуация, которая распространена в образованных семьях. В большинстве случаев приданое невесты сливается с общим бюджетом и используется во благо всего семейства.

4463409_2 (1)

СВАДЕБНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
Шаади – термин, обозначающий свадебную церемонию. Индийская свадебная церемония имеет очень сложную структуру. Первый этап называется «мадхуперк», это очень старая традиция, редко соблюдаемая в наше время. Как только невеста и жених заходят в «мандап», начинаются ведические церемонии, первая из которых «мадхуперк». Три раза невеста дает жениху воду. В первый раз он опрыскивает свои ступни, во второй раз брызгает по всему телу, в третий выпивает ее. «Мадхуперк» – это творожная смесь, «гхи» или очищенное сливочное масло с медом. Жених разбрызгивает немного «мадхуперка» во всех направлениях, а затем ест его три раза.
Затем подходит черед церемонии «канядаан» – передача невесты жениху ее родителями. После того, как жених принимает невесту, священник зажигает святой огонь, или «хаван», и приносит молитву богу огня, Агни, за молодую жизнь, прося благословить ее.
Жениху дают тарелку с 14 линиями муки и бутон цветка. Каждая линия из муки символизирует обещание, которое жених должен дать невесте. Когда священник произносит каждое обещание вслух, жених должен стирать по одной полоске цветочным бутоном, что означает принятие этих обещаний. Эти обещания очень специфичны, значения некоторых теряются при переводе с санскрита на английский язык, но общий смысл их таков, что невеста становится ответственностью жениха. Помимо этого жених должен пообещать уважать свою будущую жену, заботиться о ней, не изменять ей, не проводить ночь вне дома без уважительной причины и согласиться брать ответственность за каждое плохое ее действие, говоря, что ее действия – его действия. А невеста, в отличие от жениха, должна дать только одно обещание, но его суть в поле общей формулировке отражает все 14, которые дает жених.

About hypatia

Check Also

Выкуп невесты (подборка конкурсов)

Выкуп невесты —одно из наиболее радостных и запоминающих компонентов свадебного  ритуала. Главными действующими личностями выкупа …

Один комментарий

  1. Интересные традиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *